Местоположение проекта: Алтайский край
Родители детей–инвалидов с аутизмом получили «Скорую психологическую помощь» по переживанию горя, связанного с постановкой диагноза АУТИЗМ, получили помощь в принятии диагноза своего ребенка, а так же его особенностей. Родители, благодаря помощи психолога, смогли гораздо быстрее восстановиться после психологической травмы, которую они получили, узнав диагноз своего ребенка.
ЦЕЛЬ проекта:
Создание методических материалов и условий для безопасного проживания горя родителем, который узнал диагноз своего ребенка – АУТИЗМ, а также наполнение родителя ресурсом для дальнейшего взаимодействия с ребенком.
Задачи проекта:
Для реализации задачи 1 были проведены мероприятия:
Был разработан методический блокнот «Скорая психологическая помощь», и напечатан в тираже -40 штук. Данное пособие позволило родителям бережно пройти все этапы горевания, с опорой на триггеры каждого этапа и понять, что в данный момент времени происходит в семье. Данный блокнот позволил каждому родителю найти возможный объем помощи себе и своему ребенку. Родитель, имея данный блокнот, и в дальнейшем смогут всегда обратиться за подсказкой в данное печатное руководство.
Для реализации задачи 2 были проведены мероприятия:
Проведено 52 первичные консультации с психологом, на которых были определены этапы горевания, т.е. было выявлено, на каком конкретном этапе переживания горя находился родитель: отрицание, агрессия, отрешенность и т.д. Так же на первичных встречах, психолог смог подобрать комфортную форму взаимодействия с каждым конкретным родителем и подобрал методы психологической работы.
В ходе первичной диагностики было выявлено следующее соотношение:
Основными методами диагностики были беседа и рисуночный тест «Метафора моего состояния»:
В ходе работы с «Психологическим блокнотом самопомощи» большинство матерей поняли, что они в настоящее время переживают символические и реальные потери, среди которых наиболее часто встречались следующие:
В ходе диагностики были выявлены основные трудности, которые беспокоят матерей. Весь спектр проблем был условно разделён на 3 группы: отношение к своему ребёнку, отношение с другими людьми, самоощущение.
Лидерами стали следующие проблемы:
Для реализации задачи 3 были проведены мероприятия:
Далее по итогам первичной консультации с каждым родителем проведено по 4-5 индивидуальные встречи с психологом, всего проведено 164 встречи. На данных встречах психолог познакомил родителей с блокнотом «Скорая психологическая помощь», дал подсказки для последующей самостоятельной психологической поддержки, оказал психологическую помощи в проживании этапов горевания по специальным методикам. Психолог помог родителям составить индивидуальный перспективный плана самоподдержки.
Тематика индивидуальных встреч была сформирована на основании результатов диагностик и по запросу родителей:
В ходе встреч родители знакомились с психологическим блокнотом самопомощи, самостоятельно выполняли задания, представленные в блокноте и получали обратную связь от психолога на встречах. Так же, при необходимости, исследовали некоторые темы более глубоко в работе с психологом. Психолог в работе использовала рисуночные методы арт-терапии, метафорические карты «Диксит» и «Про тебя», элементы песочной терапии и драмтерапии.
Основными результатами индивидуальных встреч являются:
По итогам индивидуальных встреч большинство консультируемых осознали те психические процессы, которые с ними происходят. Течение горя – это длительный процесс. Мы ставили перед собой задачу – помочь родителям понять их состояние и минимизировать риск патологического застревания на какой-либо стадии. В итоге у большинства была видна динамика, несмотря на то, что на стадию принятия вышли лишь некоторые матери.
На представленной диаграмме в графе «отсутствие контакта» (окончание работы) представлены те матери, которые прервали работу с психологом после первой встречи.
Из вышеприведенных данных можно сделать выводы, что у большинства родителей видны позитивные изменения в их психологическом состоянии. 52 родителям были даны рекомендации для самостоятельной работы, а также для проработки в групповой форме.
В ходе работы были выявлены некоторые сложности:
Основным решением выявленных сложностей стало безоценочное принятие, создание безопасной атмосферы и объяснение целей и структуры нашей работы. Это позволило снизить тревожность и привлечь родителей к совместной работе, преодолев сопротивление и обесценивание.
Как было сказано выше, горевание – это длительный процесс, требующий поддержки и психологической помощи. В настоящее время большинство родителей осознали своё состояние, научились искать свои ресурсы и простить помощи у близких. Однако во многом остаётся актуальной тема принятия себя, создание условий для самореализации в гармонии с заботой о своём ребёнке. А так же остро стоит тема отношений с другими людьми, не понимающими особенности здоровья их детей.
По окончании индивидуального этапа работы был проведен опрос родителей в форме анкет обратной связи. Эффективность в среднем оценена родителями на 9 из 10–ти баллов. Уровень комфорта на консультации так же оценен на 9 из 10-ти. Родители отмечают удобность блокнота. Мамы в отзывах говорят о том, что научились доверять, принимать болезнь ребенка. Родители смогли проговорить свои проблемы, страхи и сомнения. Родителей выслушали. К результатам мамы относят то, что стали меньше плакать, у мам появилось время «для себя», повысилась самооценка. Родители наметили пути дальнейшей работы над собой. Мамы отмечают, что у них появились навыки позитивной коммуникации с мужем, ребенком и другими родственниками, научились доносить свое мнение и быть услышанной.
Для реализации задачи 4 были проведены мероприятия:
Проведено 16 групповых встреч (2 встречи в неделю длительностью 60-80 минут), на которых психолог помог организовать безопасное, принимающее родительское пространство, в котором родители могут получить поддержку друг от друга. Психолог обучил родителей методам ресурсного группового восстановления.
Темы групповых встреч:
Для реализации задачи 5 были проведены мероприятия:
Ссылки по теме:
Наш адрес: г.Барнаул, Павловский тракт, 82, +7 (3852) 58-51-58
Алтайский край, г.Барнаул, ул.Павловский тракт, 82 makanaky@mail.ru
Телефон: +7 (3852) 58-51-58