Центр "СТУПЕНИ"Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов с аутизмом

  • Главная
  • О нашем "Центре"
    • О нас
    • Проект "Хочу и буду говорить"
    • Проект "Родительский видео-ежедневник"
    • Проект "Сопровождение инклюзивных моделей
      образования детей с РАС"
      • Презентация
      • Вебинары
      • Рабочие группы
      • Стажерские практики
      • Другие мероприятия
      • Банк методических материалов
    • Проект "Скорая психологическая помощь"
    • Проект "Социальное ориентирование семьи"
    • Проект "Ступени поддержки детей с РАС"
    • Наши методики
      • АБА терапия и поведенческая коррекция
      • Биомедицинская коррекция
      • Дефектолог
      • Проект "Путь к взрослению"
      • ЛФК и массаж
      • Семейный психолог
    • Курсы для родителей и специалистов
    • Фотографии
    • Видео
  • Полезные материалы
    • Книги, памятки и справочники
    • Диеты
    • Витамины
    • Лечение таблетками
    • Гомеопатия
    • Здоровый кишечник
    • Педагогические подходы на Западе
    • Любить
  • Как нам помочь
    • Наши спонсоры
  • Контакты

Проект "Скорая психологическая помощь"


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Местоположение проекта: Алтайский край

Родители детей–инвалидов с аутизмом получили «Скорую психологическую помощь» по переживанию горя, связанного с постановкой диагноза АУТИЗМ, получили помощь в принятии диагноза своего ребенка, а так же его особенностей. Родители, благодаря помощи психолога, смогли гораздо быстрее восстановиться после психологической травмы, которую они получили, узнав диагноз своего ребенка.

ЦЕЛЬ проекта:

Создание методических материалов и условий для безопасного проживания горя родителем, который узнал диагноз своего ребенка – АУТИЗМ, а также наполнение родителя ресурсом для дальнейшего взаимодействия с ребенком.


Задачи проекта:

  • Разработать методический блокнот для родителей «Скорая психологическая помощь».
  • Провести для родителей первичные консультации психолога. Провести диагностику личностных и семейных особенностей, определить этап горевания (прожито ли горе или родитель находится в неконструктивной фазе).
  • Провести для родителей цикл индивидуальных консультаций «Скорая психологическая помощь». Оказать психологическую помощь в проживании этапов горевания, составить индивидуальный плана самоподдержки(для каждого родителя проекта).
  • Провести для родителей цикл групповых встреч для создания безопасного, принимающего пространства, в котором родители могут получить поддержку друг от друга, обучение родителей методам группового ресурсного восстановления.
  • Создать квалифицированную группу пребывания для детей с аутизмом, где ребенок смог бы общаться, развивать свои коммуникативные навыки и навыки социально приемлемого поведения , пока родители находятся на консультации у психолога.

Для реализации задачи 1 были проведены мероприятия:

Был разработан методический блокнот «Скорая психологическая помощь», и напечатан в тираже -40 штук. Данное пособие позволило родителям бережно пройти все этапы горевания, с опорой на триггеры каждого этапа и понять, что в данный момент времени происходит в семье. Данный блокнот позволил каждому родителю найти возможный объем помощи себе и своему ребенку. Родитель, имея данный блокнот, и в дальнейшем смогут всегда обратиться за подсказкой в данное печатное руководство.

Для реализации задачи 2 были проведены мероприятия:

Проведено 52 первичные консультации с психологом, на которых были определены этапы горевания, т.е. было выявлено, на каком конкретном этапе переживания горя находился родитель: отрицание, агрессия, отрешенность и т.д. Так же на первичных встречах, психолог смог подобрать комфортную форму взаимодействия с каждым конкретным родителем и подобрал методы психологической работы.


В ходе первичной диагностики было выявлено следующее соотношение:

  • На стадии отрицание находятся 9% обратившихся за помощью. Эту группу составляют мамы, воспитывающие детей до 5 лет.
  • Стадия вины (аутоагрессии) и агрессия включают 28 % женщин. Здесь нет чёткого возрастного диапазона детей. Матери, находящиеся в этой стадии, воспитывают детей от раннего до подросткового возраста.
  • Стадия торга представлена 12% консультируемых, воспитывающих детей преимущественно раннего возраста.
  • Стадия депрессии наблюдается у 25% консультируемых, воспитывающих детей от 7 лет и старше.
  • Стадия принятия присуща 24% обратившихся. Для этой стадии характерно наличие детей в возрасте от 15 лет.
  • В ходе первичной консультации были и те, с кем не удалось установить контакт. Эта группа составила 2%. Предположительно отсутствие контакта связано с сильными защитными механизмами психики и нахождением консультируемых на стадии отрицания.
График

Основными методами диагностики были беседа и рисуночный тест «Метафора моего состояния»:
Рисуночный тест «Метафора моего состояния»


В ходе работы с «Психологическим блокнотом самопомощи» большинство матерей поняли, что они в настоящее время переживают символические и реальные потери, среди которых наиболее часто встречались следующие:

  • Образ успешного материнства
  • Образ себя, как счастливого человека
  • Потеря свободы (беззаботной жизни, своей жизни, свободы передвижения, возможности общаться с широким кругом людей)
  • Потеря гармоничных семейных отношений или даже развод
  • Потеря работы, возможности самореализации
  • Образ счастливого, успешного ребёнка
  • Потеря возможности взаимопонимания с ребёнком («самая большая потеря – ребёнок не сможет понять мой мир»)

В ходе диагностики были выявлены основные трудности, которые беспокоят матерей. Весь спектр проблем был условно разделён на 3 группы: отношение к своему ребёнку, отношение с другими людьми, самоощущение.


Лидерами стали следующие проблемы:

  • Потеря себя и возможности самореализации (40%)
  • Отношения с мужем (31%)
  • Собственная эмоциональная нестабильность (24%)
  • Тревога за ребенка в социуме и за его будущее (18 %)
  • Отношения с другим ребёнком (15%)
  • Избегание подруг и знакомых (15%)

График
График
График

Для реализации задачи 3 были проведены мероприятия:

Далее по итогам первичной консультации с каждым родителем проведено по 4-5 индивидуальные встречи с психологом, всего проведено 164 встречи. На данных встречах психолог познакомил родителей с блокнотом «Скорая психологическая помощь», дал подсказки для последующей самостоятельной психологической поддержки, оказал психологическую помощи в проживании этапов горевания по специальным методикам. Психолог помог родителям составить индивидуальный перспективный плана самоподдержки.


Тематика индивидуальных встреч была сформирована на основании результатов диагностик и по запросу родителей:

  • 5 встреч по принятию своего ребенка с РАС.
  • 7 встреч на тему эффективной коммуникации с ребенком с РАС.
  • 11 встреч на тему выхода из конфликтных ситуации.
  • 21 консультация по поиску ресурсов.
  • 6 сеансов по стабилизации эмоционального состояния мамы.
  • 2 консультации на тему агрессии.

В ходе встреч родители знакомились с психологическим блокнотом самопомощи, самостоятельно выполняли задания, представленные в блокноте и получали обратную связь от психолога на встречах. Так же, при необходимости, исследовали некоторые темы более глубоко в работе с психологом. Психолог в работе использовала рисуночные методы арт-терапии, метафорические карты «Диксит» и «Про тебя», элементы песочной терапии и драмтерапии.


Основными результатами индивидуальных встреч являются:

  • Гармонизация эмоционального состояния
  • Освоение навыка конструктивного проживания негативных эмоций (вина, агрессия, апатия и т.д.)
  • Умение слышать себя и своё состояние
  • Улучшение качества коммуникации в семье
  • Принятие своего ребёнка

По итогам индивидуальных встреч большинство консультируемых осознали те психические процессы, которые с ними происходят. Течение горя – это длительный процесс. Мы ставили перед собой задачу – помочь родителям понять их состояние и минимизировать риск патологического застревания на какой-либо стадии. В итоге у большинства была видна динамика, несмотря на то, что на стадию принятия вышли лишь некоторые матери.

График

На представленной диаграмме в графе «отсутствие контакта» (окончание работы) представлены те матери, которые прервали работу с психологом после первой встречи.

Из вышеприведенных данных можно сделать выводы, что у большинства родителей видны позитивные изменения в их психологическом состоянии. 52 родителям были даны рекомендации для самостоятельной работы, а также для проработки в групповой форме.


В ходе работы были выявлены некоторые сложности:

  • У многих матерей был страх негативной оценки со стороны психолога их действий.
  • Часть матерей проявляли признаки психологического сопротивления в начале работы. Так, несколько первых встреч были в режиме «я не понимаю, что здесь происходит».
  • Некоторые родители обесценивали работу психолога в целом и каждую психокоррекционную встречу в частности.

Основным решением выявленных сложностей стало безоценочное принятие, создание безопасной атмосферы и объяснение целей и структуры нашей работы. Это позволило снизить тревожность и привлечь родителей к совместной работе, преодолев сопротивление и обесценивание.

Как было сказано выше, горевание – это длительный процесс, требующий поддержки и психологической помощи. В настоящее время большинство родителей осознали своё состояние, научились искать свои ресурсы и простить помощи у близких. Однако во многом остаётся актуальной тема принятия себя, создание условий для самореализации в гармонии с заботой о своём ребёнке. А так же остро стоит тема отношений с другими людьми, не понимающими особенности здоровья их детей.

По окончании индивидуального этапа работы был проведен опрос родителей в форме анкет обратной связи. Эффективность в среднем оценена родителями на 9 из 10–ти баллов. Уровень комфорта на консультации так же оценен на 9 из 10-ти. Родители отмечают удобность блокнота. Мамы в отзывах говорят о том, что научились доверять, принимать болезнь ребенка. Родители смогли проговорить свои проблемы, страхи и сомнения. Родителей выслушали. К результатам мамы относят то, что стали меньше плакать, у мам появилось время «для себя», повысилась самооценка. Родители наметили пути дальнейшей работы над собой. Мамы отмечают, что у них появились навыки позитивной коммуникации с мужем, ребенком и другими родственниками, научились доносить свое мнение и быть услышанной.


Для реализации задачи 4 были проведены мероприятия:

Проведено 16 групповых встреч (2 встречи в неделю длительностью 60-80 минут), на которых психолог помог организовать безопасное, принимающее родительское пространство, в котором родители могут получить поддержку друг от друга. Психолог обучил родителей методам ресурсного группового восстановления.

Темы групповых встреч:

  • Я хорошая мама – 3 занятия
  • О чём говорят мамины эмоции? – 2 занятия
  • Злюсь, потому что устала – 2 занятия
  • Граница на замке: отношения с другими людьми - 1 встреча
  • Помоги мне: как просить и принимать помощь - 2 занятия
  • Я – хороший, ты – хороший: принятие себя и своего ребёнка - 2 встречи
  • Мы эхо друг друга – 2 встречи
  • Святой источник маминых сил – 2 встречи

Для реализации задачи 5 были проведены мероприятия:

  • Было закуплено оборудование:
    Принтер цветной для изготовления пособий – бумажных коммуникаторов ПЭКС под индивидуальные особенности детей (фото семьи, любимой еды, занятий, распорядка дня для 40 неговорящих или плохо говорящих ребят, изготовление пособий и для адаптации учебного материала для проведения групповых занятий дефектологом.
  • Для детей была открыта ежедневная группа пребывания. За период реализации проекта было проведено 112 групп пребывания с воспитателем с ежедневными занятиями (наполняемость группы 4-7 ребят):
    Творческие занятия с воспитателем - 112 занятий для развития мелкой моторики, визуального восприятия, обучения совместной деятельности и групповой коммуникации.
    График разбивки групп по возрасту, интеллектуальным и речевым возможностям:
    - Понедельник: Группа «Продленка» (социальная адаптация, коммуникация, коррекция нежелательного и агрессивного поведения)
    - Вторник: «Детский сад» (подготовка с ДОУ, коррекция нежелательного и агрессивного поведения)
    - Среда: «Радуга» (формирование бытовых навыков,коррекция нежелательного и агрессивного поведения)
    - Четверг: «Продленка» (социальная адаптация, коррекция нежелательного и агрессивного поведения)
    - Пятница: «Школьники» (социальная адаптация, коммуникация)
  • Для детей, участников группы пребывания было проведено 28 тематических мероприятий согласно календарно - тематического плана воспитательной деятельности:
    - 1 сентября. Я ученик.
    - Дары осени.
    - Осенняя одежда и обувь. Моя одежда.
    - Я и моя семья. Имя и Фамилия.
    - Мои интересы. Я люблю.
    - Мальчики и девочки.
    - Мои друзья.
    - Мой дом.
    - Чистая посуда.
    - Мои вещи.
    - Самостоятельность в быту.
    - Домашний труд.
    - Зачем учиться?
    - Безопасность на дороге.
    - Режим дня. Отдых. Гигиена.
    - Я и мои эмоции (учимся выражать и понимать других).
    - Человек и его характер (знание и принятие).
    - Любовь. Дружба.
    - Я умею. Знания о своих возможностях, ситуация успеха.
    - Солнечная система.
    - Наша страна: Россия.
    - Наш город.
    - Мой дом.
    - Сила музыки.
    - Сказка и рассказ.
    - Зимние виды спорта.
    - Новый год.
    - Мужские дела и заботы.
  • Для детей группы пребывания было организовано 7 мероприятий:
    - Солнечный денек (пикник на прогулке);
    - Веселые старты;
    - День знаний;
    - Осенние хлопоты;
    - Новогодний праздник;
    - Конкурс новогодней игрушки;
    - Я и папа (спортивный праздник к 23 февраля).
  • Для семей было организовано ряд выездных мероприятий:
    - Музыкальный концерт «Вселенная слышит»;
    - Планетарий;
    - Детский клуб «Кенгурум»;
    - Летний лагерь;
    - Кукольный театр «Морозко»;
    - Краеведческий музей;
    - Музей шоколада.

Ссылки по теме:

  • В Алтайском крае родители, воспитывающие детей с аутизмом, могут рассчитывать на психологическую помощь и поддержку
  • Новости: Родители, воспитывающие детей с аутизмом, могут получить консультации в рамках проекта «Скорая психологическая помощь»
  • Проект «Скорая психологическая помощь» помогает родителям детей, страдающих аутизмом, легче принимать установленный диагноз
  • Фотографии 09.10.2019: Реализация проекта "Скорая психологическая помощь"
  • Разработанный в рамках проекта «Скорая психологическая помощь» блокнот стал отличным помощником для родителей
  • Фотографии 20.01.2020: Реализация проекта "Скорая психологическая помощь"

Наш адрес: г.Барнаул, Павловский тракт, 82, +7 (3852) 58-51-58


Алтайский край, г.Барнаул, ул.Павловский тракт, 82 makanaky@mail.ru

Телефон: +7 (3852) 58-51-58

  • О нас
  • Контакты
  • Фотографии
  • Видео
  • Наши спонсоры
Досуг
Творчество
Занятия
Творчество
Занятия
Досуг
 
© Центр "СТУПЕНИ" 2014–. Все права защищены